Цифровой тахограф является новой вехой в истории тахографии. Это гораздо более совершенное и актуальное средство, нежели предшественники. Прибор имеет систему самодиагностики и защиты сигнала, благодаря чему практически исключаются незаконные манипуляции с ним, такие как отключение тахографа, подмотка пробега, и прочие методы получения водителем личной выгоды.
Цифровой тахограф – это устройство, предназначенное для контроля скорости и пройдённого пути транспортного средства, времени труда и отдыха водителя.
Цифровой тахограф сочетает в себе функции часов и спидометра. Вмонтированный в транспортное средство, тахограф фиксирует скорость транспортного средства и время его движения и простоя. Есть 4 типа деятельности: работа, другая работа, перерыв, доступность.
Цифровой тахограф хранит цифровые данные о времени вождения и отдыха водителя в памяти самого тахографа и на карте водителя.
Цифровой тахограф включает в себя регистрирующее устройство транспортного средства с двумя слотами для карточек и дисплей. Он подключён к коробке передач через защитный сенсор. Регистрирующее устройство – это центр системы, оно способно хранить информацию о водителях и их периодах вождения в течение примерно 12 месяцев в массовой памяти.
Регистрирующее устройство также хранит информацию о нарушениях, попытках взлома системы, превышениях скоростного режима, калибровочных данных и о последнем доступе к данным каким-либо лицом, например, инспектором.
Отличительные черты цифрового тахографа заключаются в том, что информация записывается о деятельности различных водителей, управляющих данным транспортным средством за интервал 365 дней. Сведения о деятельности водителя хранятся с интервалом 28 суток. Затем на автопредприятии информация скачивается и хранится в базе данных, а также выводится в виде распечатки на принтере тахографа, чтобы можно контролировать деятельность водителя.
Устройству для правильной работы необходимы несколько видов карт:
- карта водителя,
- карта предприятия (оператора грузоперевозок),
- карта мастерской (калибровочного центра) и
- карта инспектора.
Каждая карта позволяет вышеуказанным лицам получить доступ к информации, хранящейся на цифровом тахографе.
Цифровые тахографы бывают двух видов:
- соответствующие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г. (контрольные устройства российского производства).
Тахографы российского производства устанавливаются на ТС, осуществляющие пассажирские и грузоперевозки в пределах РФ. Российские тахографы эксплуатируются с применение карт российского образца.
- соответсвующие требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (тахографы европейского производства).
Такие тахографы используются с картами европейского образца.
Все транспортные средства, зарегистрированные после 16 июня 2010 года включительно должны быть оборудованы цифровыми тахографами. Цифровой тахограф обеспечивает более высокий уровень надёжности регистрации данных и может хранить больший объём информации. Цифровой тахограф должен быть использован с картой водителя, на которой хранятся данные водителя, которые вы можете загрузить с помощью специального оборудования: прибор для быстрой загрузки данных RS Digidown и считывающее устройство для карты (карт-ридер) RS Card Reader.
Цифровые устройства контроля за режимами труда и отдыха водителей, прошедшие процедуры официального утверждения типа в соответствии с требованиями ЕСТР
Марка (модель) цифрового контрольного устройства |
Производитель |
Знак официального утверждения типа |
Внешний вид |
DTCO 1381
|
Continental Automotive GmbH, (Siemens VDOAutomotive AG) Германия |
e184 |
|
Stoneridge Electronics AB, Швеция |
e5 0002
|
|
|
EFAS-3
|
EFKON AG, Австрия
|
e1 200 |
|
EFAS-4
|
Intellic GmbH, Австрия |
e1 222 |
|
SmarTach
|
Actia S.A., Франция |
e225 e226 e229 e230 |
![]() |
При выборе устройства контроля для оснащения транспортного средства, следует руководствоваться информацией официального утверждения типа о соответствии данного устройства требованиям ЕСТР с учетом вступления в действие 1 октября 2011 года положений Постановления комиссии ЕС 1266/2009.
Цифровые устройства контроля за режимами труда и отдыха водителей, прошедшие в России процедуры обязательной сертификации в соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г.
Модель цифрового контрольного устройства | Производитель | Номер сертификата соответствия требованиям регламента | Срок действия сертификата соответствия требованиям технического регламента | Внешний вид |
Меркурий ТА-001* |
ЗАО «Инкотекс» |
С-RU.МР14.В.00548
|
с 28.01.2011 по 27.10 2015 |
|
ШТРИХ – ТахоRUS |
Компания «Штрих-М»
|
С-RU.МР14.В.00565
|
с 10.11.2011 по 09.11 2014 |
|
ТЦА-02 |
ЗАО «Измеритель-Авто» |
С-RU.МТ30.A.29154
|
с 24.05.2011 (на партию) |
|
КАСБИ – DT-20 |
ОАО «Калужский завод телег-рафной аппаратуры» |
С-RU.АГ37.В.37320
|
с 28.12.2011 по 27.12.2015 |
![]() |
Некоторые из этих ЦКУ рекомендованы Экспертным советом Минтранса к государственным закупкам.
Водитель, приступая к работе, вставляет карту в тахограф, фиксирует начало работы, и в памяти тахографа остается режим его работы. После этого карта контролера может считать его режимы и проанализировать нарушения.
Функции Контрольного Устройства согласно ЕСТР:
Контрольное устройство должно выполнять следующие функции:
- контроль за вводом и извлечением карточек,
- измерение скорости и пробега,
- измерение времени,
- контроль за деятельностью водителя,
- контроль за статусом управления,
- различные виды ручного ввода данных:
- ввод данных о местах, в которых начинаются или заканчиваются еще дневные периоды работы,
- ручной ввод данных о деятельности водителя,
- ввод данных об особых ситуациях,
- реагирование на блокировку, установленную предприятием,
- контроль за операциями по проверке,
- обнаружение соответствующих событий и/или неисправностей,
- проведение проверки и самопроверки,
- считывание данных из блока памяти,
- вывод данных на дисплей,
- распечатка,
- загрузка данных на внешние носители,
- вывод данных на дополнительные внешние устройства,
- калибровка,
- корректировка времени.
Режимы работы
Контрольное устройство должно иметь четыре режима работы:
- рабочий режим,
- режим контроля,
- режим калибровки,
- режим предприятия.
Образец распечатки цифрового тахографа: